Профессиональная деятельность моряков осуществляется в условиях сложной электромагнитной обстановки (ЭМО), которая формируется техническими средствами, конструкционными материалами, зависит от назначения плавсредства, архитектурных особенностей и классификации судна. На судах регистрируются статические электрические поля, постоянные магнитные и низкочастотные электрические и магнитные поля. Электромагнитные поля (ЭМП) радиочастотного диапазона создаются морскими радиоэлектронными средствами (РЭС), обеспечивающими связь, безопасность судовождения и эксплуатации, решение задач навигации. Согласно документам санитарного законодательства, контроль предельно допустимых уровней ЭМП, установленных для плавсредств и морских сооружений, на стадии проектирования судна осуществляется путём расчётного прогнозирования интенсивности электромагнитных полей, при вводе в эксплуатацию проводится инструментальный контроль уровней ЭМП. Современные автоматизированные суда различных типов и назначений оснащаются новыми техническими средствами, создающими электромагнитные поля в зонах пребывания экипажа, что делает актуальным совершенствование нормативно-методических документов в области обеспечения электромагнитной безопасности экипажа и пассажиров.
Исследование показало, что в помещениях судов и на открытых палубах создаются электромагнитные поля широкого диапазона частот. Внутри помещений наиболее существенным является воздействие на экипаж электрических и магнитных полей частотой 50 Гц, создаваемых электроэнергетическими системами судна. На открытых палубах (на рабочих местах и в зонах отдыха экипажа) актуальна защита экипажа от ЭМП антенн радиочастотного диапазона. Требуется разработка методов расчётного прогнозирования уровней ЭМП и совершенствование средств измерения электромагнитных полей на судах.
Наиболее распространёнными источниками ЭМП в зонах пребывания экипажа являются средства радиосвязи и радиолокации, судовые электроэнергетические системы. Актуальна задача разработки методического документа по расчётному прогнозированию уровней ЭМП в помещениях и на открытых палубах на стадии проектирования судов. Требуется разработка приборов — измерителей электромагнитных полей для инструментального контроля уровней ЭМП в реальных условиях эксплуатации судна.
Полный текст статьи прилагается - с разрешения авторов.
[Текст статьи]